- на все четыре стороны
- идти и под.
Куда подальше.Подразумевается, что говорящий испытывает нежелание видеть кого-л. и общаться с ним. Имеется в виду, что говорящий прогоняет другое лицо (Y). Говорится с неодобрением. Грубо-фам. ✦ Иди на все четыре стороны <Пусть Y уходит на все четыре стороны>. Только с глаголами в повел. накл.; с глаголами в др. накл. употр. как цитация. В роли самостоят. высказ.культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к архетипическим формам ви/дения мира, т. е. к наиболее древним формам коллективно-родового (надличностного) осознания и моделирования мира-хаоса. По мысли филолога В.Н. Топорова, мотивы троичности и четверичности отсылают к числовым константам структуры мира по вертикали и горизонтали. Их сумма (7) и произведение (12) представляют числовые характеристики, почерпнутые из мифологических источников, отсылают к собственно космологической теме и позволяют реконструировать фрагменты "космологического" текста применительно к праславянскому горизонту. (Топоров В.Н. Предистория литературы у славян: опыт реконструкции. М., 1998. С. 111.) Образ фразеол. соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих членение пространства и отношение человека к ним. фразеол. содержит пространственную метафору, в которой отображено представление о горизонтальном членении пространства, о четырёх сторонах света. фразеол. характерен для русского фольклора, в частности - для русских народных сказок, часто употребляется в ситуациях, связанных с покиданием родного дома, с выходом в "чужой" мир. ср. с древним противопоставлением "своя земля - чужая сторона". (Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 264-274.) ср. в современных литературных текстах: "Непременно надо горизонт обсмотреть. Пока ещё свет зимний, малый не погас - обсмотреть горизонт на четыре стороны (выделено мною. - В. К.)" (Т. Толстая, Кысь); "Будем брать всех, кто там есть... В одиннадцать вот здесь, на Марьинском, фонари гасят, совсем темно станет. Выйдем цепочкой из пакгаузов и со всех четырёх сторон (выделено мною. - В. К.) к дому" (Б. Акунин, Статский советник). фразеол. содержит метафору, выражающую безразличие говорящего к конкретному направлению движения и уподобляющую перемещение по такому "маршруту" одновременному передвижению в четырёх направлениях, что равносильно "рассеиванию" перемещающегося объекта в пространстве и практически его исчезновению. фразеол. в целом отображает стереотипное представление о неопределённости направления при перемещении в пространстве. В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., во франц. - aller par quatre chemins. автор: В. В. Красных
- Иди отсюда на все четыре стороны! Надоел уже! (Реч.)Через три дня Татьяну вызвал <...> Исаков и <...> объяснил, какая она тварь неблагодарная и что после всего, что произошло, он не может её удерживать здесь. Пусть уходит на все четыре стороны. А. Маринина, Чёрный список.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.